Размер шрифта
  • А
  • А
  • А
Изображения

Часто задаваемые вопросы

НАСКОЛЬКО ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ИМПОРТОНЕЗАВИСИМА В ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕРВИЧНЫХ ЭТАЛОНОВ?

На сегодняшний день в Российской Федерации 160 Государственных первичных эталонов, каждый из которых российского производства. В этой сфере Российская Федерация является независимой от эталонов иностранных государств в части воспроизведения и хранения единиц величин, что позволяет самостоятельно обеспечивать единство и точность измерений по всем направлениям, а также обеспечивать прослеживаемость средств измерений к первичным эталонам.

НАСКОЛЬКО ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ИМПОРТОНЕЗАВИСИМА В ЧАСТИ СТАНДАРТНЫХ ОБРАЗЦОВ?

На сегодняшний день 96% всех утверждённых типов стандартных образцов это российские разработки и российское производство. По данному направлению достигнут достаточно высокий уровень импортонезависимости. При этом в общем объеме применяемых стандартных образцов доля импортных составляет не более 20%, что открывает серьезные перспективы для развития российской промышленности в данном направлении.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СУЩЕСТВЕННО ЗАВИСИТ ОТ ЗАРУБЕЖНОГО ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ? КАК ОРГАНИЗОВАНЫ РАБОТЫ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ?

На сегодняшний день 96% всех утверждённых типов стандартных образцов это российские разработки и российское производство. По данному направлению достигнут достаточно высокий уровень импортонезависимости. При этом в общем объеме применяемых стандартных образцов доля импортных составляет не более 20%, что открывает серьезные перспективы для развития российской промышленности в данном направлении.

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ПЛАНЫ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ В ЧАСТИ УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ УТВЕРЖДЕНИЯ ТИПА?

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в 2022 году» Минпромторгом России совместно с Росстандартом оперативно разрабатываются приказы об особенностях применения в 2022 году приказов Минпромторга России от 28 августа 2020 г. № 2905 и Росстандарта от 12 ноября 2018 г. № 2346 в части упрощения процедур, связанных с утверждением типов стандартных образцов или типов средств измерений, а также с продлением срока действия утвержденного типа стандартных образцов или типа средств измерений. Упрощение упомянутых процедур распространяется только на стандартные образцы и средства измерений, произведенные резидентами Российской Федерации.

Принятие и вступление в силу указанных приказов состоится в апреле 2022 года.

ПРОВОДЯТСЯ ИЛИ ЗАПЛАНИРОВАНЫ РАБОТЫ ПО УПРОЩЕНИЮ ПРОЦЕССА СЕРТИФИКАЦИИ СИ, КАК ЕДИНИЧНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА? В ЧАСТНОСТИ, ЕСТЬ ПОТРЕБНОСТЬ УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ЗАМЕНЫ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ В РАМКАХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА СИКН, СИКГ ИЛИ ОФОРМЛЕНИЕ ВРЕМЕННОГО РЕГЛАМЕНТА ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ОПИСАНИЕ ТИПА СИСТЕМЫ.

В настоящий момент прорабатывается вопрос допуска к эксплуатации измерительных систем единичного производства, в состав которых входят серийно выпускаемые средства измерений утвержденного типа, в случае их замены при выходе из строя на аналогичные СИ, соответствующее по метрологических характеристикам, с последующей организацией работ по внесению изменений в сведения об утвержденном типе в части замены СИ по процедуре, предусмотренной приказом Минпромторга России от 28 августа 2020 г. № 2905, в срок до очередной поверки измерительной системы.

КАКИМ ОБРАЗОМ БУДУТ ПРОИЗВОДИТЬСЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РОССТАНДАРТА В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ?

Плановых контрольных (надзорных) мероприятий по тем видам продукции, контроль (надзор) за которыми остался за Росстандартом, а также в рамках федерального государственного метрологического контроля (надзора), в настоящее время проводиться не будет. Контрольные (надзорные) мероприятия будут только внеплановые, там, где это связано с исполнением поручений Правительства Российской Федерации, требований органов прокуратуры, вызванных возникновением угрозы безопасности.

КАК МОЖНО ОПЕРАТИВНО РАЗРАБОТАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ С ТЕМ, ЧТОБЫ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ В МАКСИМАЛЬНО СЖАТЫЕ СРОКИ ОСВОИТЬ ПРОИЗВОДСТВО И ВЫВЕСТИ НА РЫНОК НОВУЮ ПРОДУКЦИЮ?

По итогам 2021 г. средний срок разработки стандарта в нашей стране составляет 8,8 месяца. Однако при оперативном прохождении всех установленных процедур, весь процесс разработки стандарта может занять всего 3,5-4 месяца, то есть за это время по тем областям и темам, которые связаны с необходимостью развития в Российской Федерации новых производств, реально принять соответствующие ГОСТы. Помимо этого, существует возможность регистрации в федеральном информационном фонде стандартов организаций (СТО) и технических условий (ТУ), что позволяет использовать эти документы для целей закупок и постановки продукции на производство, не принимая соответствующих национальных стандартов.

ВВЕДЕНЫ ЛИ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАКИЕ-ЛИБО ОГРАНИЧЕНИЯ В РАБОТАХ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ?

Международная стандартизация независима от политики, и Российская Федерация в настоящее время остается полноправным членом этих организаций, обладает полным доступом ко всем стандартам, российские эксперты имеют возможность в онлайн-формате подключаться к базам ИСО и МЭК и принимать участие в разработке международных стандартов. Единственные существенные ограничения связаны с проведением заседаний рабочих групп технических комитетов (ТК) на территории Российской Федерации. Временно замораживается деятельность ТК, секретариаты или председательство которых закреплены за Российской Федерацией. При этом юридически права председательства и секретариата в соответствующих ТК ИСО и МЭК сохраняются.

КАКИМИ НАЦИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ?

Российской системой стандартизации предусмотрена возможность регистрации в федеральном информационном фонде стандартов и прямого применения зарубежных и международных стандартов. Российские предприятия имеют возможность пользоваться национальными стандартами тех зарубежных государств, с которыми подписаны соответствующие соглашения. Например, с Китаем заключено официальное соглашение, позволяющее регистрировать государственные стандарты КНР(GB) в федеральном информационном фонде, в том числе в целях прямого применения на территории Российской Федерации. Существует и практика применения стандартов ГОСТ на территории КНР. В то же время, несмотря на наличие соглашений с европейскими государствами (Германия, Франция, Великобритания), их действие в одностороннем порядке было приостановлено со стороны зарубежных партнёров.

КАК РОССТАНДАРТ МОЖЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ РОССИЙСКИМ ПРЕДПРИЯТИЯМ УСПЕШНО ЗАМЕЩАТЬ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ?

Представителям бизнеса необходимо оперативно информировать ведомство для решения проблем в рамках работы по импортозамещению. Основополагающий документ ГОСТ Р 1.2 - 2020 «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены» предусматривает возможность на определенный период приостановить действие того или иного стандарта (или его отдельного пункта) для внесения локальных изменений в соответствующие национальные стандарты в сжатые сроки.

КАК ПРЕДПРИЯТИЯМ-ИЗГОТОВИТЕЛЯМ УЧИТЫВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ ПУНКТА 12.1 ГОСТ Р 58451-2019, В СВЯЗИ С ВВЕДЕННЫМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ НА ПОСТАВКУ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ ИЗ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ СТРАН, А ТАКЖЕ С УЧЕТОМ ОТСУТСТВИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКВИВАЛЕНТНЫХ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ?

ГОСТ Р 58451–2019 «Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения» утвержден приказом Росстандарта от 17 июля 2019 г. № 392-ст с датой введения в действие 1 декабря 2019 г. и на данный момент имеет статус «Действует».

Стандарт устанавливает основные положения для проведения технического обслуживания медицинских изделий.

Приказом Росстандарта от 22 марта 2022 г. №146-ст «О приостановлении действия пункта национального стандарта Российской Федерации» с 25 марта 2022 г. приостановлено действие пункта 12.1 ГОСТ Р 58451–2019.

Одновременно информируем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Отношения поставщика и потребителя в части применения того или иного стандарта должны быть установлены в договоре.
Для обеспечения качества продукции в соответствии с Федеральным законом документы по стандартизации применяются при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ИМЕЮТСЯ ЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДОСТУПОМ К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И БУДЕТ ЛИ ЗАТРУДНЕНА РАБОТА СИСТЕМ В СВЯЗИ С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПОДДЕРЖКИ ИНОСТРАННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ?

Доступ к информационным системам Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ограничен для государств, входящих в список <недружественных> стран согласно рекомендациям, полученным от Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федеральной службы безопасности.
Проблем с функционированием систем не прогнозируется в связи с тем, что при их разработке использовалось программное обеспечение с открытым исходным кодом, а также программное обеспечение, входящее в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
 



КАКИМИ ДОКУМЕНТАМИ РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ ПРОЦЕСС ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)?

  • Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора):

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ;

  • Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании";

  • Закон Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан";

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

  • Приказ Минпромторга России от 03.10.2012 № 1409 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов".

КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ - ПРЕДСТАВИТЕЛИ РОССТАНДАРТА ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)?

В соответствии с приказом Минпромторга России от 03.10.2012 № 1409 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов" государственный контроль (надзор) осуществляют межрегиональные территориальные управления Росстандарта (сокращенно - МТУ Росстандарта).

Информация о территориальных органах Росстандарта опубликована:
https://www.gost.ru/portal/gost//home/about/territorialorgans

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА?

Основными задачами в области государственного контроля (надзора) Федерального агентства, определенными в положении об Агентстве, являются:

  • осуществление контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти;

  • осуществление государственного метрологического контроля и надзора до внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации;

  • сбор и обработка информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирования приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов.

КАКИМИ ДОКУМЕНТАМИ РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ ПРОЦЕСС ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА?

Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного метрологического надзора:

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ;

  • Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений";

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

  • Закон Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан";

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 № 246 "Об осуществлении государственного метрологического надзора";

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 "Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

  • Приказ Минпромторга России от 16.04.2012 № 418 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению федерального государственного метрологического надзора".

КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ - ПРЕДСТАВИТЕЛИ РОССТАНДАРТА ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР?

В соответствии с приказом Минпромторга России от 16.04.2012 № 418 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению федерального государственного метрологического надзора" государственный метрологический надзор осуществляют межрегиональные территориальные управления Росстандарта (сокращенно - МТУ Росстандарта).

Информация о территориальных органах Росстандарта опубликована:
https://www.gost.ru/portal/gost//home/about/territorialorgans

КАК ОФОРМИТЬ ДОКУМЕНТЫ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА РЕГИСТРАЦИЮ?

Требования к документам, представляемым на регистрацию системы добровольной сертификации, и рекомендации по их содержанию и форме, изложены в:

  • Административном регламенте предоставления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации, утвержденном приказом Минпромторга России от 10.10.2012 № 1440; 

  • Рекомендации по стандартизации Р 50.1.052-2005 "Рекомендации по содержанию и форме документов, представляемых на регистрацию системы добровольной сертификации", утвержденные приказом Росстандарта от 25.02.2005 № 27-ст.

Консультацию о порядке предоставления государственной услуги можно получить путем обращения :

  • в письменной форме,в электронной форме - по электронной почте stand@gost.ru, через официальный Интернет-сайт Росстандарта;

  • через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в сети Интернет www.gosuslugi.ru.

КАКОЙ КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТОВ НАДО ПРЕДСТАВЛЯТЬ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ?

В соответствии с приказом Минпромторга России от 10 октября 2012 г. № 1440 (п. 28 Административного регламента) необходимо представление организацией, создавшей систему добровольной сертификации, в Росстандарт следующих документов:

а) заявление, в котором указываются:

  • для юридических лиц — полное и (в случае если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, на русском языке и адрес, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

  • для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя и (в случае если имеется) отчество на русском языке, место жительства в Российской Федерации (указывается адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке);

  • сведения об оплате регистрации системы добровольной сертификации — наименование кредитной организации (наименование и номер ее филиала и дополнительного офиса), дата исполнения платежа, номер платежного поручения;

б) Правила функционирования системы добровольной сертификации (один оригинал и одна копия), устанавливающие:

  • перечень объектов, подлежащих сертификации, и характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация этих объектов;

  • правила выполнения предусмотренных этой системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты;

  • состав участников системы добровольной сертификации;

в) документ, утверждающий изображение знака соответствия системы добровольной сертификации и порядок его применения, если применение такого знака предусматривается системой добровольной сертификации (один оригинал и одна копия).

Подтверждение факта оплаты Росстандарт получает от Федерального казначейства через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Консультацию о порядке предоставления государственной услуги можно получить путем обращения в письменной форме: stand@gost.ru

КТО НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ? КАКОВА ДАННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

Ответственность за несоблюдение требований технических регламентов несут как изготовитель, так и исполнитель, продавец, а также лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя.

Ответственность за несоблюдение требований технических регламентов установлена в статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрен административный штраф на граждан до 5 тыс. руб., для должностных лиц - до 40 тыс. руб., для индивидуального предпринимателя - до 50 тыс. руб., для юридического лица до 1 млн. руб.

За нарушение требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту статьей 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрена ответственность:

  • за нарушения, не связанные с характеристиками топлива, административный штраф до 400 тыс. руб.;

  • за нарушения в части характеристик топлива -1% от оборота, но не менее 500 тыс. руб. (за первое правонарушение); 3% от оборота, но не менее 2 млн. руб. (за повторные правонарушения).

КАК И ГДЕ МОЖНО ПОДТВЕРДИТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС АВТОМОБИЛЯ, ВВОЗИМОГО В РОССИЮ? ВОЗМОЖНО ЛИ ДОРАБОТКА АВТОМОБИЛЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КЛАССА?

Техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609, установлено, что соответствие автомобильной техники требованиям указанного регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. С 1 января 2014 г. действуют технические нормативы выбросов для экологического класса 5.

Сертификаты соответствия оформляют аккредитованные Федеральной службой по аккредитации органы по сертификации, сведения о которых размещены на сайте www.fsa.gov.ru . 

Внесение изменений в конструкцию приобретенного автомобиля для изменения его экологического класса техническим регламентом не предусмотрено. Это обусловлено тем, что вне испытательного полигона невозможно провести в полном объеме необходимые испытания переоборудования автомобиля, которые предусмотрены Правилами ЕЭК ООН, включенными в технический регламент. 

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОДУКЦИИ В ФОРМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ИЛИ В ФОРМЕ ПРИНЯТИЯ ДЕКЛАРАЦИИ О СООТВЕТСТВИИ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р?

Для определения необходимости обязательного подтверждения соответствия в системе сертификации ГОСТ Р следует воспользоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». 

По вопросам обязательного подтверждения соответствия продукции, подпадающей под действие Технических регламентов Таможенного союза, следует обращаться в Евразийскую Экономическую Комиссию.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О МЕСТЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ТЕКСТОВ СТАНДАРТОВ

Тексты стандартов доступны для ознакомления на сайте Росстандарта по следующей ссылке: 
http://protect.gost.ru/default.aspx.

В соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 522 «Об утверждении Порядка первого размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текст документа национальной системы стандартизации подлежит официальному опубликованию в течение 30 дней со дня утверждения (принятия) документа.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРИКАЗОВ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТОВ

Вся актуальная и необходимая информация в части утверждения стандартов (номер приказа, утвержденный (принятый) стандарт, отмененный стандарт (взамен), дата введения в действие) размещается в уведомлениях на сайте Росстандарта (Деятельность / Стандартизация / Уведомления / Уведомления об утверждении национальных стандартов) по следующей ссылке:
http://standard.gost.ru/wps/portal/!ut/p/c4/04_SB8K8xLLM9MSSzPy8x/

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ЧАСТИ РАЗЪЯСНЕНИЙ ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТА

Разъяснение по применению стандарта можно получить в течение 30 дней с момента направления письменного обращения в Росстандарт Обращение заинтересованного лица направляется в Росстандарт официальным письмом на адрес электронной почты info@rst.gov.ru или почтовый адрес: 123112, г. Москва, Пресненская набережная, д. 10, стр. 2.

Направить обращение возможно на официальном сайте Росстандарта (www.rst.gov.ru). Для этого необходимо в разделе «Работа с гражданами», выбрать «Задать вопрос». 
https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/feedback/faq/question

При возникновении вопросов, касающихся применения интересующего Вас стандарта, возможно направить обращение в адрес профильного технического комитета за которым закреплен данный стандарт.

С информацией о профильных технических комитетах по стандартизации можно ознакомиться на официальном сайте Росстандарта по ссылке:
https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/activity/standardization/techcom.

ПОЛУЧЕНИЕ ДОБРОВОЛЬНОГО СЕРТИФИКАТА

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» Росстандарт не наделен полномочиями по осуществлению работ по подтверждению соответствия, включая выдачу сертификатов соответствия.

Наряду с вышеизложенным сообщаем, что в соответствии с указанным Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии на Росстандарт возложены полномочия по ведению Единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации (далее – Единый реестр).

Государственная услуга по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации предоставляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минпромторга России от 10 октября 2012 г. № 1440 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации».

При этом обращаем внимание, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о техническом регулировании Росстандарт не обладает полномочиями по осуществлению контроля за системами добровольной сертификации, зарегистрированными в Едином реестре, вследствие чего ведение реестров сертификатов соответствия, выдаваемых в рамках каждой конкретной системы, формирование структуры и состава их участников, определение порядка проведения работ в рамках этих систем не входят в сферу компетенций Росстандарта, а относятся к компетенции организаций – держателей этих Систем. Указанные параметры регламентируются утвержденными держателем каждой конкретной системы добровольной сертификации Правилами функционирования.

Ознакомиться с перечнем зарегистрированных в Едином реестре систем добровольной сертификации, функционирующих в интересующей области, а также с контактными данными организаций-держателей систем добровольной сертификации для уточнения информации о сертификации и выданных в рамках этих систем сертификатах соответствия заинтересованные лица могут в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, размещенном на официальном сайте Росстандарта по следующей ссылке:
https://www.gost.ru/portal/gost/home/activity/compliance/VoluntaryAcknowledgement/reestr

Также сообщаем, что в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации, который определен статьей 2 настоящего Федерального закона как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).

Подробная информация об аккредитованных органах по сертификации размещена на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (www.fsa.gov.ru) в разделе «Реестры».

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) технические условия (далее – ТУ) – документ по стандартизации, вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.

Статьей 4 Федерального закона установлен принцип доступности информации о документах по стандартизации.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 ноября 2018 г. № 1033-ст с 1 июля 2019 года введен в действие ГОСТ Р 1.18-2018 «Стандартизация в Российской Федерации. Реестр технических условий. Правила формирования, ведения и получения информации», который устанавливает правила формирования и ведения реестра технических условий на продукцию и правила получения информации реестра пользователями.

В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 1.18-2018 формирование реестра ТУ следует осуществлять на основе информации, представленной в каталожных листах продукции, которые предприятия–изготовители продукции добровольно заполняют и представляют в государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний (далее – ЦСМ) по месту своего нахождения в соответствии с положениями ГОСТ 2.114-2016 «Единая система конструкторской документации. Технические условия» (пункт 4.11), ГОСТ Р 1.3-2018 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению» и ГОСТ Р 51740-2016 «Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению».

В соответствии с разделом 6 ГОСТ Р 1.18-2018 для свободного доступа пользователей информация о ТУ, представленная в реестре, размещена на сайте http://prodrf.gostinfo.ru/.

Кроме того, по запросам пользователей информация реестра ТУ может быть представлена на бумажных и электронных носителях в виде информационного указателя «Технические условия», издание которого распространяется по подписке. Услуги по поиску необходимых для пользователя ТУ, а также данных о выпускаемой по ТУ продукции, могут оказываться ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и ЦСМ.

В случае отсутствия ТУ в реестре информацию о них можно получить у предприятия–изготовителя.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СТАТУСЕ СТАНДАРТА

Статьей 4 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) установлен принцип доступности информации о документах по стандартизации.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона информационное обеспечение национальной системы стандартизации реализуется посредством ведения Федерального информационного фонда стандартов (далее – Фонд), создания и эксплуатации федеральных информационных систем, необходимых для его функционирования, официального опубликования, издания и распространения документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов.

В соответствии со статьей 29 федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в целях формирования и ведения Фонда организует предоставление по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, физических лиц информации о документах, содержащихся в данном фонде.

В соответствии с Положением о порядке формирования и ведения федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. № 589, (далее – Положение) организационно-техническое обеспечение формирования, ведения Фонда и пользования им осуществляет оператор Фонда, определяемый Росстандартом из числа подведомственных ему организаций.

Приказом Росстандарта от 1 июля 2016 г. № 846 оператором Фонда определен ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ».

В соответствии Положением запрос о предоставлении информации о документах, содержащихся в Фонде направляется оператору Фонда в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, в том числе с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
https://www.rst.gov.ru/portal/gost//home/services/listofpaidservices

Срок предоставления информации о документах, содержащихся в Фонде не должен превышать 15 рабочих дней со дня поступления запроса оператору Фонда.

Кроме того, информация о статусе действия стандартов размещена в каталогах межгосударственных и национальных стандартов на официальном сайте Росстандарта в разделе «Стандарты и регламенты».

наверх