Размер шрифта
  • А
  • А
  • А
Изображения

Борис Александрович Дубовиков

Борис Александрович Дубовиков родился 8 декабря 1906 года (25 ноября) в селе Никологоры Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье лесничего. 

Среднюю школу окончил в г. Вязники в 1923 году, а в 1926 году там же окончил механический техникум.

Работать Б.А. Дубовиков начал в 1925 году, поступив заместителем механика на фабрику «Победа» в родном селе Никологоры.

После окончания механического техникума Б.А. Дубовиков поступил в Ленинградский политехнический институт, который окончил в 1930 году, получив специальность инженера-механика. Еще до окончания института, с июля 1929 года, Борис Александрович начал работать конструктором, а потом стал начальником цеха на заводе "Красный Выборжец» в Ленинграде.

В октябре 1934 года Б.А. Дубовиков приехал на Балхаш на строительство Карагандинского медеплавильного комбината (одного из гигантов первых пятилеток), где он проработал 4 года главным инженером механического завода.

В ноябре 1938-го Б.А. Дубовикова направляют главным инженером авиационного завода № 106 в город Хабаровск.

В скором времени его переводят в подмосковный город Подольск, где с сентября 1940 года Б.А. Дубовиков работает в качестве заместителя главного инженера Подольского механического завода, который в это время осваивал выпуск бронекорпусов для штурмовиков ИЛ-2, внесшего огромный вклад в нашу победу в Великой отечественной войне. Этот самолет называли «летающим танком», а фашисты прозвали его «черная смерть».

Работа в Подольске ознаменовалась первым крупным достижением Б.А. Дубовикова - внедрением конвейерной сборки изделий, считавшейся не приемлемой для авиационной промышленности и по этой причине не поддержанной руководством завода.

Способность рисковать была одной из характерных черт Б.А. Дубовикова, при этом он принимал все меры, чтобы свести риск к минимуму. Борис Александрович, обладавший острым проницательным умом, сильной волей, большим личным мужеством, и даром воздействия на людей самого разного положения в обществе, собрал вокруг себя коллектив единомышленников и, рискуя головой, внедрил конвейер, что позволило увеличить выпуск бронекорпусов для ИЛ-2 в несколько раз.

В начале Великой Отечественной войны, после эвакуации Подольского завода производство бронефюзеляжей было переведено на Куйбышевский механический завод, который, к моменту прибытия небольшого коллектива из Подольска в январе 1942 года в Куйбышев (ныне Самара), был недействующим: оборудование демонтировано и отправлено другим предприятиям, почти полностью отсутствовал и коллектив завода.

Немедленно по прибытии, началось формирование нового коллектива из квалифицированных рабочих и ИТР г. Подольска и Таганрога; местных работников, работавших ранее на Куйбышевском механическим заводе; учащихся школ ФЗО; женщин, прибывших из предприятий общественного питания Куйбышевской области; работников сельского хозяйства из Туркменской ССР. Общность целей, стоявших перед советским народом по разгрому фашистских захватчиков, объединила этот разнородный по национальности, профессии, возрасту, прежнему месту работы  и пр., коллектив.

Одновременно был назначен руководящий состав предприятия (Б.А. Дубовиков назначается главным инженером), под руководством которого разрабатывается упрощенный генеральный план. Успешная реализация этого плана позволила в кротчайшие сроки произвести монтаж прибывшего оборудования (прямо на площадках под открытым небом, т.к. не хватало производственных площадей), в течение нескольких дней организовать работу цеха раскроя броневых листов на заготовки для бронедеталей, расположив его рядом с открытой прирельсовой площадкой, предназначенной для склада бронелиста.

Параллельно вокруг действующего цеха возводились фундаменты, кирпичные стены и железобетонные столбы для подкрановых путей. Уже через несколько месяцев капитально построенный цех был введен в эксплуатацию.

Коллектив предприятия проявил по истине героизм, работая в тяжелейших условиях на морозе, невиданными темпами налаживая производство бронефюзеляжей с полностью законченным циклом от заготовки до сборочных работ.

Примерно 40% от всех типов самолетов, выпущенных во время войны в стране, были самолеты-штурмовики ИЛ-2, и для всех них бронефюзеляжи были изготовлены Куйбышевским механическим заводов №207.

Б.А. Дубовиков проработал на заводе всю войну, а в 1946 году был назначен его директором.

С 1952 по октябрь 1954 года Б.А. Дубовиков работает в городе Молотов (ныне Пермь) начальником производства моторного завода № 33.

В октябре 1954 года Б.А. Дубовиков приказом министра авиационной промышленности назначается директором Саратовского завода № 306 (СЭПО).

Этот завод наряду с военной продукцией выпускал бытовые холодильники, поступавшие в продажу во многих городах по всей стране. Эти холодильники начали отказывать, их стали возвращать обратно производителю. Бракованные холодильники некуда было ставить на заводе, была затоварена железнодорожная станция, а они все продолжали поступать. В таком катастрофическом положении дел принял предприятие Б.А. Дубовиков.

Прежде всего, он создает на заводе службу надежности с группой анализа отказов из наиболее квалифицированных специалистов, организует выпуск необходимых запасных частей, формирует группы ремонтников по 2-3 человека и отправляет их во все крупные города, где были в продаже холодильники. Главной задачей этих групп было прекращение потока на завод бракованных холодильников. Так впервые в стране была создана сервисная сеть по ремонту бытовой техники. Сделать это было совсем не просто, так как никаких законов или постановлений по этим вопросам тогда не существовало. Б.А. Дубовиков был инициатором решения многих проблем, приходилось решать вопросы с секретарями обкомов и горкомов, руководителями выборных органов власти.

Саратовские холодильники смогли завоевать репутацию самых надежных в мире холодильников. И сегодня, спустя полвека, холодильники «Саратов» выпуска тех лет продолжают работать у кого дома, у кого на даче!

В июле 1955-го Борис Александрович Дубовиков назначается директором самого большого в Саратове и одного из крупнейших в стране авиационного завода № 292 (САЗ). Этот завод - один из гигантов предвоенных пятилеток, был построен для выпуска комбайнов, а затем перепрофилирован для выпуска самолетов.

К моменту прихода Б.А. Дубовикова на предприятии обозначилась критическая ситуация, требующая быстрого разрешения. Растущая сложность изделий авиационной техники намного опережала устаревшую организацию производства, с каждым годом усугубляя тяжелое положение с качеством выпускаемых изделий. У завода были многомиллионные убытки.

Лучшие трудовые и материальные ресурсы предприятия тратились на исправление обнаруженных дефектов, доработку самолетов , не принося ожидаемых положительных результатов и удовлетворения от организации дел, обрекая труд большого коллектива предприятия на неэффективность, а изделия - на низкий уровень качества.

Б.А. Дубовиков инициирует и организует на авиационном заводе движение за бездефектное выполнение операций на каждом рабочем месте, вводит дополнительную оплату труда бригад за бездефектную сдачу изделий с первого предъявления ОТК и представителю заказчика (приказ от 14.08.1955 года, который, к сожалению, не сохранился; приказ №14 от 17.12.55г).

Данные приказы исключили типичное для промышленности 50-х годов разделение труда (одни изготавливают продукцию, другие её контролируют, сортируют, дорабатывают, исправляют, доводят до установленных требований) и возложили ответственность за качество на непосредственного исполнителя, сняв ее с ОТК.

За количественные универсальные показатели качества труда Б.А. Дубовиков предложил взять «ноль дефектов», как наиболее краткое бескомпромиссное соответствие качества труда конкретным параметрам, предъявляемым требованиям, единственную границу между качественным и некачественным состоянием изделия, а также процент сдачи результатов труда без единого дефекта контролирующим органам (ОТК, заказчику, обществу) с первого предъявления (Н 100%). При этом провозглашалась нетерпимость к тривиальным ошибкам, любым дефектам, недоработкам, недостаткам.

Параллельно приказам стали разрабатываться инструкции, положения, другие организующие системные документы по заводу.

13 мая 1957 года приказом № 117 констатировалось, что в 1955-1956 г.г. на заводе отработана и внедрена во всех цехах система, обеспечивающая бездефектное предъявление изделий ОТК и заказчику. Так появилась система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления.

На Саратовском авиационном заводе, благодаря внедрению системы удалось сократить число пусков оборонного изделия с 7 до 2-х, вследствие чего сэкономлены большие средства. Были созданы объективные условия обновления и совершенствования материально-технической базы производства, включая оборудование, инструмент, оснастку, средства измерений и испытаний, пересмотра массивов конструкторской и технологической документации, оплаты труда в зависимости от достигнутого показателя Н, своевременного снабжения участков качественными материалами, энергоресурсами, поддержания чистоты рабочих мест, регулярного обучения персонала, проведения «Дней качества».

В 1963 и 1967 годах ЦК КПСС своими постановлениями отметил высокую эффективность Саратовской системы в деле повышения качества, надежности и долговечности продукции.

Саратовская система возникла как требование времени, поэтому она получила широкое признание и распространение не только в нашей стране, а и за рубежом.

Если кто-то думает, что вопрос резкого повышения качества промышленной продукции касался только нашей страны, то он ошибается. Вот что писал на эту тему американский журнал «Пэрейд» (Вашингтон) в августе 1964 года:

«…Плохое качество деталей и небрежная сборка обходятся стране в миллионы долларов и ставят под угрозу жизни тысяч людей…

В кабине космонавта Гордона Купера, в которой он 22 раза облетел вокруг Земли, было обнаружено 720 изъянов, 526 из которых были непосредственно связаны с дефектами производства.

Представители военно-воздушных сил говорят, что 90% неудачных запусков ракет произошло из-за бракованных деталей.

Ослепляющие языки пламени взмыли вверх при попытке запуска одной ракеты типа «Минитмен», которая взорвалась на стартовой площадке на мысе Кеннеди. Налогоплательщикам это обошлось в 22 миллиона долларов. А причина взрыва заключалась в неисправности детали, стоящей 25 долларов.

…Брак встречается в основном не в экспериментальном, а в серийном производстве, так, например, на заводы пришлось возвратить более половины всех деталей для атомных двигателей, используемых в военно-морском флоте…. Атомная подводная лодка «Трешер» потонула из-за технических дефектов, в результате которых лодка не выдержала давления воды…».

Саратовская система произвела революцию в производстве во всем мире, впервые было заявлено, что качество продукции зависит от качества труда людей, ее создающих, и были предложены механизмы управления качеством труда.

В 1957 году был назначен заместителем председателя Приволжского Совнархоза, а в 1958-м - первым заместителем председателя этого же Совнархоза. В этой должности он проработал до апреля 1966 г. За это время на предприятиях Приволжского совнархоза успешно и практически везде внедряется система бездефектного труда (СБТ), а далее при поддержке административного ресурса министерств и ведомств – на предприятиях в масштабах нашей страны:

  • КАНАРСПИ (качество, надёжность, ресурс с первых предъявлений) - Горьковский  авиационный завод (1958г.);
  • КСУКП (комплексная система управления качеством продукции) - Львовский завод телеграфной аппаратуры (1964г.);
  • НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса) - Ярославский моторный завод (1964г.)
  • СОВКУРПОН (система обеспечения высокого качества, увеличения ресурса, повышения надёжности) - Ташкентское авиационное производственное объединение (1964г.)

После выхода Постановления ЦК КПСС «Об усилении работы по внедрению системы мероприятий, разработанных на предприятиях Саратовской области, по повышению качества выпускаемой продукции»:

  • УКПТ (управление качеством труда и продукции) - ПТО «Микроприбор» (1967г.);
  • НОТПУ (научная организация труда, производства и управления) - Рыбинский моторостроительный завод (1967г.) и целый ряд других систем.

В 1961-1962 г.г, через 6 лет после возникновения Саратовской системы бездефектного труда на фирме «Мартин» (США) Ф. Кросби разрабатывает Программу ZD (Zero defects program)-«Программу нулевых дефектов». Подтвердить или опровергнуть заимствование в этой программе идей СБТ не представляется возможным. С данной программой были ознакомлены представители японской фирмы NES. Таким путём в США и Японии возникает в 1961 году движение ZD, близкое к СБТ. Официально программа ZD введена в 1962году. Основное правило ZD – делай продукцию правильно с первого раза.

С каждым годом распространение СБТ в нашей становилось всё шире, а её огромные преимущества очевидней. Она получила всеобщее признание и с успехом применялась уже не только на тысячах предприятий самых различных отраслей промышленности, но и во многих конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах.

В 1966 году после ликвидации Совнархозов Б.А. Дубовикова назначили заместителем председателя Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР, где он проработал до февраля 1971 года.  

Это был яркий созидательный этап развития стандартизации в нашей стране. В те годы впервые в мировой практике было положено начало разработке и утверждению комплексов государственных стандартов.

В 1968 г. утверждается комплекс государственных стандартов «Государственная система стандартизации» ГСС (ГОСТ 1.0-68 - ГОСТ 1.5-68), который определил единый порядок разработки, обозначения, регистрации, издания, обращения и внедрения стандартов всех категорий на всех уровнях управления народным хозяйством.

К концу 60-х гг. государственная система стандартизации уже была хорошо приспособлена для ведения планового хозяйства страны.

В 1970 г. Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР был преобразован в Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР (Госстандарт СССР).

В этом же году были утверждены первые государственные стандарты Единой системы технической документации (ЕСТД) и комплекс государственных стандартов по безопасности труда, послуживший основой для образования Системы стандартов безопасности труда (ССБТ). В настоящее время мы имеем ряд систем стандартов, которые, обновляясь и совершенствуясь, до сих пор могут служить отечественному производству.

В 1970 году Б. А. Дубовиков защитил докторскую диссертацию. В 1975 году он написал книгу по управлению качеством, в которой проанализировал  все системы управления качеством, известные в то время. В последние годы он работал профессором в Московском авиационно-технологическом институте (МАТИ), где начал внедрять свою систему и в учебный процесс. Им было опубликовано 3 монографии и более 30 печатных трудов.

Высокая роль качества в экономике любой индустриальной страны, о чем много и подробно писал Б.А. Дубовиков в своих публикациях, была блестяще продемонстрирована в ходе конкурентной борьбы между Японией и США за рынки сбыта электронной и автомобильной промышленности. Эта борьба, как известно, закончилась полной победой Японии. Причем Япония сумела доказать, что можно сочетать курс на качество со снижением себестоимости продукции.

С этих пор японский опыт стал предметом изучения и заимствования, дал толчок развитию движения за качество во всех промышленно развитых странах.

В конце XX века международное сообщество занялось качеством управления, создав международные стандарты по менеджменту качества и управлению охраной окружающей среды, в том числе знаменитые стандарты ИСО серии 9000, попавшие, как самые известные в мире, в книгу рекордов Гиннеса.

По экспертной оценке специалистов в области качества, принципы, положения, правила, процедуры СБТ примерно на 80% отвечают требованиям МС ИСО 9001:2000, МС ИСО 9004:2000.

В их идеологию внесли большой вклад наши соотечественники, создатели первых систем управления качеством, ярчайшим из которых был и остается Борис Александрович Дубовиков - основоположник первой в мире научно-обоснованной системы бездефектного изготовления продукции, автор Саратовской СБТ, которая задолго до появления модели всеобщего управления качеством (ТQМ), системы менеджмента качества (СМК) была уже сориентирована на потребителя.

12 августа 1988 года ушел из жизни герой своего времени, бескомпромиссный борец в вопросах качества труда - Б.А. Дубовиков, чей жизненный путь был нелегким, но жизнь его была яркой, интересной, продуктивной и много полезной для общества.

За заслуги перед отечеством он дважды награждался орденом Ленина (1945 и 1963) и дважды – орденом Трудового Красного Знамени (1957 и 1959), орденом «Знак Почета»(1957), медалями.

наверх